
Как новая терапия изменит общение с детьми с аутизмом
По данным последнего исследования группы британских ученых, повышенное внимание и вовлеченность родителей могут значительно уменьшить основные симптомы у детей с аутизмом и улучшить их жизнь.
В рамках исследования игры и общение родителей с детьми сначала записывали на камеру.
Затем терапевт комментировал происходящее на видео, сопровождая это советами по тому, как можно улучшить качество взаимодействия с детьми.
“Результат превзошел все мои ожидания”, – говорит одна из мам-участниц исследования, Луиза Харрисон, которая была потрясена тем, насколько улучшилось состояние ее сына Фрэнка.
По мнению ученых, результаты исследования, опубликованные в журнале Lancet, были “невероятно оптимистичными”.
Главной целью специалистов была работа с детьми с тяжелыми случаями аутизма, которые чаще всего даже не разговаривают с родителями.
Для Фрэнка, сына Луизы, символом совершенного прогресса стали фонарные столбы.
“Дело в том, что он очень любит смотреть, как зажигаются фонарные столбы на улицах, поэтому осень для нас всегда особенное время, – объясняет Луиза. – Несколько лет назад это было в основном молчаливое взаимодействие, но теперь он стал невероятно разговорчивым: “Мамочка, смотри, они зажглись в другом порядке!”
Если бы четыре года назад кто-то сказал мне, что он сможет говорить со мной такими предложениями, я бы просто расплакалась в ответ”.
Больше чем просто хорошо
Идея ученых была проста: улучшить родительские качества отцов и матерей, чтобы улучшить социальные навыки их детей.
Катрин Алдред, логопед Национальной службы здравоохранения Британии (NHS) из Стокпорта, отдельно подчеркивает, что это не значит, что родители что-то делают не так.
“Наша цель – вывести общение родителей и детей на новый, еще более высокий уровень. Таким детям нужно что-то не просто хорошее, а исключительное”, – объясняет она.
Но совершенство – это сложная работа.
На видеозаписях, сделанных учеными, родители находились рядом с детьми, которые, казалось бы, играли сами по себе. Но затем специалисты указывали на едва заметные моменты, когда ребенок с аутизмом делал попытку общаться с мамой или папой.
После этого начиналась терапия, в ходе которой родителей обучали тому, как максимально использовать потенциал таких моментов.
Постепенно этот метод привел к тому, что дети начали разговаривать со своими мамами и папами.
“Ты начинаешь замечать вещи, которые бы никогда не заметил иначе. Я научилась ждать, давать Фрэнку больше времени на ответную реакцию, комментировать происходящее, а не задавать ему вопросы, ожидая ответов и, таким образом, давя на него”, – рассказала Би-би-си Луиза.
“Я чувствую, что очень многому научилась у специалистов, которые доверяли моему пониманию того, что лучше для моего ребенка”, – добавляет она.
Заметные улучшения
В исследовании участвовали 152 семьи, у детей которых был диагностирован аутизм в возрасте около 3-х лет.
Обычно состояние таких детей лишь ухудшается с возрастом.
Так, половина семей в рамках исследования занималась по стандартной программе терапии. В этих семьях у 50% детей с самого начала были тяжелые формы аутизма, а через шесть лет наблюдений их число выросло до 63%.
Обратная ситуация произошла в другой половине семей, которые проходили программу интенсивной терапии. В них изначально тяжелый аутизм наблюдался у 55% детей – и лишь у 46% через шесть лет.
Профессор Джонатан Грин из Манчестерского университета считает, что это “выдающиеся” результаты.
“Это нельзя назвать “лечением” в том смысле, что дети, в состоянии которых произошло улучшение, все еще будут иметь симптомы аутизма”, – добавил он.
Но, по мнению профессора, данные исследования указывают на то, что работа с родителями может привести к долгосрочному улучшению состояния их детей.
“Самое главное то, что родители смогли сохранить эти изменения в семье и после окончания терапии”, – рассказал профессор в интервью Би-би-си.
Адумея и ее 12-летний сын Кофи также принимали участие в исследовании.
“Самое удивительное в этом процессе то, что он не ограничивается временем, проведенным с терапевтом. Мы продолжаем заниматься дома, и, как правильно сказал профессор Грин, это становится частью жизни нашей семьи. Мы иначе строим общение с детьми и делимся полученным опытом со школами, потому что знаем – это работает”, – говорит она.
Согласно последним данным, 1 из примерно 100 детей рождается с нарушениями аутистического спектра (аутизмом). Но не существует никаких лекарств для улучшения этого состояния, поэтому отчаявшиеся семьи часто обращаются к шарлатанам.
“Родители часто говорят нам, что они хотят знать диагноз. Чаще всего, когда они его получают, то что делать дальше – непонятно, потому что информации не очень много и поддержка не всегда доступна.
И такие семьи часто становятся жертвами шарлатанов, которые наживаются на отчаянии. Поэтому это исследование так важно для тысяч родителей, которые ищут проверенный научный способ работы с аутизмом”, – объясняет Джеймс Кусак из благотворительной организации Autistica.
Поделись с друзьями:242 total views, 1 today
242 total views, 1 today